Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.06.2016 N Ф01-2053/2016 по делу N А82-11691/2015
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал необоснованной жалобу на действия заказчика, который, по мнению предпринимателя, при проведении аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных средств незаконно установил в документации об аукционе требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление фармацевтической деятельности .
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установленное заказчиком требование правомерно и его установление не влечет ограничения числа участников закупки.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2016 г. по делу в„– А82-11691/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2015,
принятое судьей Марусиным В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Минаевой Е.В.,
по делу в„– А82-11691/2015,
по заявлению индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны
(ОГРНИП: 312302508100050, ИНН: 301705291824)
о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы
по Ярославской области
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное учреждение здравоохранения Ярославской области
"Городская детская больница",
общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер",
и

установил:

индивидуальный предприниматель Выборнова Юлия Владимировна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление) от 07.08.2015 по делу в„– 05-02/217Ж-15 в части признания соответствующим требованиям закона действий заказчика - государственного учреждения здравоохранения Ярославской области "Городская детская больница" (далее - Учреждение) по установлению в документации аукциона в электронной форме требований о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля) и об обязании устранить допущенные нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Учреждение и ООО "РСТ-тендер".
Суд решением от 11.12.2015 отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон в„– 44-ФЗ), Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон в„– 99-ФЗ), Федерального закона от 31.03.2010 в„– 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон в„– 61-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 в„– 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" (далее - Положение о лицензировании в„– 686). По мнению Предпринимателя, закупка лекарственных препаратов в рамках процедур Федерального закона в„– 44-ФЗ осуществляется для использования препаратов в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поэтому дальнейшая реализация препаратов не допускается. Таким образом, заказчик является конечным покупателем лекарственных препаратов и использует его для лечения пациентов. Следовательно, лица, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, вправе осуществлять поставку препаратов. Требование к участникам закупки, установленное в аукционной документации, в виде наличия лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами), не соответствовало действующему законодательству и ограничивало число участников размещения заказа. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы жалобы, заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей не обеспечили.
Законность принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.07.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) размещены извещение в„– 0371300007915000065 и документация о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных средств (кровезаменителей) для нужд Учреждения (далее - аукцион).
Предприниматель 29.07.2015 обратился в Управление с жалобой на действия заказчика. В обоснование жалобы заявитель помимо прочего указал, что заказчик установил в документации об аукционе (пункт 10.1 информационной карты) требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (оптовая торговля лекарственными средствами). Установление данного требования, по мнению Предпринимателя, не соответствует Федеральному закону в„– 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, поскольку исключает участие в закупке субъектов розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Управление пришло к выводу, что заказчик, установив в документации об аукционе указанные требования, не допустил нарушения Федерального закона в„– 44-ФЗ. Решением Управления от 07.08.2015 в„– 05-02/217Ж-15 жалоба Предпринимателя в этой части оставлена без удовлетворения.
Предприниматель не согласился с решением Управления и обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Федеральным законом в„– 44-ФЗ, Федеральным законом в„– 99-ФЗ, Федеральным законом в„– 61-ФЗ, Положением о лицензировании в„– 686, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Федеральный закон в„– 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика. Конкурентным способом определения поставщиков является электронный аукцион (части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона в„– 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона в„– 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки.
На основании пункта 2 части 5 статьи 66 указанного закона вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требования, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) названного закона, или копии этих документов.
В статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (пункт 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона в„– 61-ФЗ фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию (пункт 47 части 1 статьи 12 Федерального закона в„– 99-ФЗ).
Положение о лицензировании в„– 686 предусматривает лицензионные требования и условия, обязательные для соблюдения отдельными соответствующими субъектами обращения лекарственных средств.
Лицензиаты, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, обязаны соблюдать требования статей 53 и 54 Федерального закона в„– 61-ФЗ, правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (подпункт "в" пункта 5 Положения о лицензировании в„– 686).
Лицензиаты, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами, обязаны соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (подпункт "г" пункта 5 Положения о лицензировании в„– 686).
В статье 52 Федерального закона в„– 61-ФЗ предусмотрено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями.
Статья 54 Федерального закона в„– 61-ФЗ устанавливает, что оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2010 в„– 1222н утверждены Правила оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (далее - Правила оптовой торговли).
Данные правила определяют порядок оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения (пункт 1 Правил оптовой торговли).
Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 7 Правил оптовой торговли).
Организации оптовой торговли могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, медицинским организациям (статья 53 Федерального закона в„– 61-ФЗ).
Таким образом, оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно части 1 статьи 55 Федерального закона в„– 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется, в том числе, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 14.12.2005 в„– 785 (далее - Порядок отпуска лекарственных средств), определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
В пункте 1.3 указанного порядка определено, что отпуск лекарственных средств по рецепту врача и без рецепта врача осуществляется аптечными учреждениями (организациями), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Выписанные по рецепту врача лекарственные средства подлежат отпуску аптеками и аптечными пунктами (пункт 1.4 Порядка отпуска лекарственных средств).
Таким образом, розничная торговля лекарственными препаратами (в частности индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность) осуществляется в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений.
Продажа лекарственных препаратов производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов (пункт 76 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 в„– 55).
Под рецептом на лекарственный препарат понимается письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска (пункт 53 статьи 4 Федерального закона в„– 61-ФЗ).
Анализ указанных норм позволил судам прийти к обоснованному выводу о том, если объектом закупки является поставка лекарственных средств, участник закупки должен соответствовать таким требованиям, как иметь лицензию на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Суды установили, что объектом закупки является поставка лекарственных средств (кровезаменителей) для нужд заказчика.
Следовательно, Учреждение правомерно установило в документации об аукционе требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами", что соответствует требованиям законодательства и не ограничивает число участников размещения заказа.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку они приняты на основании иных конкретных обстоятельств споров.
Доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 11.12.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу в„– А82-11691/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Выборновой Юлии Владимировны - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------