Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2016 N Ф01-2265/2016 по делу N А79-6021/2015
Требование: О признании частично недействительным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" действия администрации города по установлению в договоре о развитии застроенной территории условия о возможности частичной переуступки прав по договору.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку условие договора не противоречит гражданскому, земельному и градостроительному законодательству, так как было известно всем потенциальным участникам аукциона, не может считаться ограничивающим конкуренцию и не влечет дополнительных расходов победителя, а связано с непосредственным исполнением предмета аукциона - развитием застроенной территории.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу в„– А79-6021/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителя
от заявителя: Николаева Д.О. (доверенность от 29.12.2015 в„– 29/01-5500),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской
Республике - Чувашии
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2016,
принятое судьей Афанасьевым А.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу в„– А79-6021/2015
по заявлению администрации города Чебоксары
о признании частично недействительным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, общество с ограниченной ответственностью "Отделфинстрой", Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары,
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города
Чебоксары,
и

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление; антимонопольный орган) от 30.03.2015 по делу в„– 55/05-АМЗ-2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), общество с ограниченной ответственностью "Отделфинстрой" (далее - ООО "Отделфинстрой"), Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации города Чебоксары.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 11.01.2016 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 46.2 и 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению Управления, Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность заключения договора о развитии застроенной территории с лицом, не участвовавшим в аукционе. Действия Администрации по установлению в разделе 5 договора о развитии застроенной территории от 05.11.2014 в„– 94 условий о возможности частичной переуступки прав по договору о развитии застроенной территории нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Суды не приняли во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 в„– 3351/08. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 20.06 до 23.06.2016.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление на основании поступившего заявления Управления Росреестра о неправомерности действий Администрации по проведению аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории площадью 25,5106 гектара, ограниченной улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары, приказом от 17.12.2014 в„– 332 возбудило в отношении Администрации дело в„– 55/05-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела комиссия Управление приняла решение от 30.03.2015 по делу в„– 55/05-АМЗ-2014, пунктом 1 которого признала действия Администрации по установлению в разделе 5 договора о развитии застроенной территории от 05.11.2014 в„– 94 условий о возможности частичной переуступки прав по договору о развитии застроенной территории нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Администрация не согласилась с решением Управления в указанной части и обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 46.2 и 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 7 статьи 4, частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 30.06.2008 в„– 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
В части 1 статьи 46.2 Кодекса установлено, что по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 данной статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 данной статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 данной статьи.
При этом запрещается включение в договор условия о передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений, за исключением жилых помещений, указанных в пункте 4 части 3 настоящей статьи, а также установление иных условий договора, если такие условия влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления (часть 5 статьи 46.2 Кодекса).
В соответствии с частями 2 - 6 статьи 46.3 Кодекса решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о развитии застроенной территории.
В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Орган местного самоуправления, принявший решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора. Методика определения начальной цены предмета аукциона может быть установлена субъектом Российской Федерации.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Согласно части 7 статьи 46.3 Кодекса извещение о проведении аукциона, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, должно содержать следующие сведения: наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа местного самоуправления или специализированной организации; указание официального сайта, на котором размещено извещение о проведении аукциона; место, дата, время проведения аукциона; адрес места приема, порядок и срок подачи заявок на участие в аукционе; реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; начальная цена права на заключение договора.
В части 8 статьи 46.3 Кодекса предусмотрено, что в извещении о проведении аукциона, размещаемом на официальном сайте в порядке, установленном частью 6 данной статьи, наряду со сведениями, предусмотренными частью 7 данной статьи, должны быть указаны следующие сведения: требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе; порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в такие заявки; обременения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные в границах такой территории, и ограничения их использования, обременения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на такой территории; указание градостроительного регламента, установленного для земельных участков в пределах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; региональные и местные нормативы градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры); "шаг аукциона"; размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе; существенные условия договора, установленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 46.2 Кодекса; проект договора.
Договор заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона. При заключении договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 27 данной статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети "Интернет" (часть 26 статьи 46.3 Кодекса.
Суды установили и материалами дела подтверждено, что постановлением Администрации от 10.06.2014 в„– 2049 "О развитии застроенной территории площадью 25,5106 гектара, ограниченной улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары" определено: застроенная территория площадью 25,5106 гектара, ограниченная улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары, является территорией, подлежащей развитию; утверждены схема территории, подлежащей развитию, ограниченной улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары (приложение 1), и перечень многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащих сносу (приложение 2).
Данное постановление принято в соответствии со статьями 45 - 46.1 Кодекса, Федеральным законом от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Генеральным планом Чебоксарского городского округа, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 08.12.2004 в„– 1456, Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.07.2005 в„– 1683, на основании заключения о признании многоквартирного дома 57/1 по улице Свердлова непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от 05.11.2009, заключения о признании многоквартирного дома 5 по улице Красноармейской непригодным для проживания, акта обследования жилого дома от 23.11.2011, заключения о признании многоквартирного дома 27 по улице Водопроводной непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от 05.11.2009, заключения о признании многоквартирного дома 59 по улице К. Иванова непригодным для постоянного проживания, акта обследования жилого дома от 05.11.2009 и опубликовано в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" от 11.06.2014 в„– 13 (113).
На основании указанного постановления и отчета об определении рыночной стоимости права на заключение договора о развитии застроенной территории от 01.07.2014 в„– 005/86, подготовленного ООО "ИМПЕРИЯ-А", Администрация издала постановление от 07.07.2014 в„– 2337 "О проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории", которым Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом поручено провести аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 25,5106 гектара, ограниченной улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары, и утвержден проект договора. Постановление опубликовано в "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" от 16.07.2014 в„– 16 (116).
В газете "Чебоксарские новости" от 10.07.2014 в„– 72 опубликовано объявление о проведении 14.08.2014 Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории площадью 25,5106 гектара, ограниченной улицами Водопроводной, К. Иванова в городе Чебоксары. В связи с внесением в информационное сообщение о проведении аукциона изменений в части информации об обременениях прав на земельные участки, расположенные в границах территории, подлежащей развитию, сроки приема заявок и проведения аукциона продлены, проведение аукциона назначено на 09.09.2014, информация о чем опубликована в газете "Чебоксарские новости" от 07.08.2014 в„– 84.
Постановлением от 01.09.2014 в„– 2980 в постановление от 07.07.2014 в„– 2337 внесены изменения, приложение к постановлению от 07.07.2014 в„– 2337 (проект договора о развитии застроенной территории) изложено в новой редакции. В "Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары" от 18.09.2014 в„– 20 (120) опубликован проект договора в новой редакции. При этом раздел 5 проекта договора о развитии застроенной территории в городе Чебоксары оставлен в редакции первоначального проекта договора.
В соответствии с пунктами 5.1 - 5.3 раздела 5 проекта договора о развитии застроенной территории в городе Чебоксары (приложение к постановлению администрации от 01.09.2014 в„– 2980) застройщик с предварительного согласия Администрации вправе частично уступить свои права по договору третьему лицу при условии принятия последним условий и обязательств по настоящему договору пропорционально участию в реализации проекта без увеличения сроков действия договора. Частичная переуступка прав оформляется соглашением о переуступке прав между застройщиком, привлекаемым третьим лицом и Администрацией, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. При этом в случае нарушения обязательств по договору ответственность за выполнение данных обязательств сохраняется в полном объеме за застройщиком независимо от доли переуступленных прав третьим лицам.
На основании протокола об итогах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории от 10.10.2014 победителем аукциона признано ООО "Отделфинстрой", с которым заключен договор от 05.11.2014 в„– 94 о развитии застроенной территории в городе Чебоксары, в котором предусмотрен раздел 5 "Уступка прав по договору".
Дополнительным соглашением от 16.03.2015 в„– 1 раздел 5 договора от 05.11.2014 в„– 94 исключен.
Как следует из материалов дела, Управление пришло к выводам, что право на заключение договора о развитии застроенной территории принадлежит только лицу, выигравшему аукцион, его единственному участнику либо участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона; указанное право осуществления строительства на территории, подлежащей развитию, неразрывно связано с личностью участника аукциона и не может быть передано по договору уступки права. Установление договором о развитии застроенной территории возможности частично переуступить права застройщика третьему лицу, по мнению Управления, может создать условия получения права развития застроенной территории третьим лицом вне аукциона, то есть в нарушение установленной Кодексом процедуры заключения договора о развитии застроенной территории.
Управление признало действия по установлению в разделе 5 договора о развитии застроенной территории от 05.11.2014 в„– 94 условий о возможности частичной переуступки прав по договору о развитии застроенной территории нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Суды, оценив спорное условие раздела 5 договора о развитии застроенной территории от 05.11.2014 в„– 94 о возможной частичной переуступке прав по договору третьему лицу при условии принятия последним условий и обязательств по данному договору пропорционально участию в реализации проекта без увеличения сроков действия договора и сохранения полной ответственности застройщика в случае нарушения обязательств по договору независимо от доли переуступленных прав третьим лицам, обоснованно признали, что в рассматриваемом случае данное условие не противоречит гражданскому, земельному и градостроительному законодательству, поскольку оно было известно всем потенциальным участникам аукциона и не может считаться ограничивающим конкуренцию, не влечет за собой дополнительных расходов победителя, а связано с непосредственным исполнением предмета аукциона - развитием застроенной территории в городе Чебоксары.
Управление не представило доказательств того, что включение в раздел 5 договора о развитии застроенной территории в городе Чебоксары спорного условия привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что Управление не доказало нарушение Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, и удовлетворили заявленное требование.
Ссылка Управления на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 в„– 3351/08, отклоняется, поскольку названный судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.01.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2016 по делу в„– А79-6021/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА


------------------------------------------------------------------