Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.09.2016 N Ф01-3816/2016 по делу N А79-10355/2015
Требование: О взыскании за счет казны РФ убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры инвалиду, состоящему на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Обстоятельства: Во исполнение судебного акта орган местного самоуправления предоставил квартиру по договору социального найма.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку финансирование расходов по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством и осуществляемых за счет казны РФ.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2016 г. по делу в„– А79-10355/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от истца: Павловой А.Н. (доверенность от 29.12.2015 в„– 29/01-5499)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2016,
принятое судьей Красновым А.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016,
принятое судьями Родиной Т.С., Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
по делу в„– А79-10355/2015
по иску администрация города Чебоксары Чувашской Республики
(ИНН: 2126003194, ОГРН: 1022101150037)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
к Чувашской Республике - Чувашии в лице Министерства финансов Чувашской
Республики
о взыскании убытков,
третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального
хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерство
труда и социальной защиты Чувашской Республики,
и

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет средств казны Российской Федерации в доход бюджета города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары 946 117 рублей 26 копеек убытков, понесенных в результате предоставления благоустроенной квартиры в городе Чебоксары.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике, публично-правовое образование Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики, Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики.
Определением суда от 29.01.2016 правовое положение публично-правового образования Чувашская Республика - Чувашия в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - Минфин Чувашской Республики) изменено на ответчика.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 15.04.2016 иск удовлетворил, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 946 117 рублей 26 копеек.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Минфин России не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права. По его мнению, Российская Федерация в лице Минфина России исполнила в полном объеме обязанность по перечислению в адрес Чувашской Республики субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; переданные субвенции по состоянию на 01.01.2016 субъектом Российской Федерации израсходованы не полностью; суды не исследовали вопрос о том, была ли указана спорная сумма в заявках на предоставление субвенций из федерального бюджета; наличие совокупности условий, необходимых для возложения ответственности на Российскую Федерацию в виде возмещения убытков, не доказано.
Минфин России заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Минфин Чувашской Республики и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Чебоксары от 26.04.2012 по делу в„– 2-1047/2012 на Администрацию возложена обязанность по предоставлению Волковой Е.Р. на состав семьи из одного человека благоустроенного жилого помещения по установленным нормам во внеочередном порядке.
Согласно указанному решению Волкова Е.Р. является инвалидом и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 в„– 378, и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 10.11.2002.
Во исполнение указанного судебного акта Администрацией принято постановление от 23.04.2015 в„– 85 о предоставлении жилого помещения Волковой Е.Р., на основании которого данному гражданину предоставлено жилое помещение общей площадью 35,40 квадратного метра. Между Администрацией и Волковой Е.Р. заключен договор социального найма жилого помещения от 26.02.2014 в„– 87.
Данная квартира приобретена по муниципальному контракту от 09.09.2013 в„– 53, ее стоимость составила 946 117 рублей 26 копеек.
Полагая, что расходы в размере стоимости предоставленного жилого помещения по договору социального найма являются убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 135, 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 20, 50, 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил иск, взыскав убытки за счет средств федерального бюджета.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 в„– 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Как следует из статьи 28.2 Закон в„– 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (часть 2 статьи 19 Закона в„– 131-ФЗ).
В части 5 статьи 19 Закона в„– 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Таким образом, финансирование расходов по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов является реализацией мер социальной поддержки, предусмотренной федеральным законодательством, осуществляемых за счет средств федерального бюджета.
На основании пункта 3 статьи 20 Закона в„– 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как следует из пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Администрация исполнила обязанность по обеспечению Волковой Е.Р., являющейся инвалидом и вставшей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, жилым помещением стоимостью 946 117 рублей 26 копеек в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Минфин России не представил доказательств выделения Чувашской Республике из федерального бюджета средств на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением Волковой Е.Р. жилого помещения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации о взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России убытков в сумме 946 117 рублей 26 копеек.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не противоречат им.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2016 по делу в„– А79-10355/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
И.В.ЧИЖОВ
О.А.ШЕМЯКИНА


------------------------------------------------------------------