Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2016 N Ф01-5541/2015 по делу N А79-822/2015
Требование: Об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта.
Обстоятельства: При заключении контракта между муниципальным заказчиком и поставщиком возникли разногласия по вопросу об установлении солидарной ответственности заказчика и потребителей по оплате поставленного ресурса. Администрация района считает, что на нее может быть возложена обязанность по оплате ресурса только в отношении подведомственных ей муниципальных бюджетных учреждений.
Решение: Администрация района является поручителем по обязательствам всех получателей ресурса .
Суд первой инстанции Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2016 г. по делу в„– А79-822/2015

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Жегловой О.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Каширской Н.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца -
администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.06.2015,
принятое судьей Борисовым Д.В., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015,
принятое судьями Богуновой Е.А., Вечкановым А.И., Логиновой О.А.,
по делу в„– А79-822/2015
по иску администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
(ИНН: 2111002134, ОГРН: 1022102433550)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
(ИНН: 2126003807, ОГРН: 1022100971210),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Эльбарусовского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Бичуринского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Аксаринского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
администрация Карабашского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики,
общество с ограниченной ответственностью "ЭК Котельная",
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго",
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
об урегулировании разногласий по муниципальному контракту
и

установил:

администрация Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении муниципального контракта от 26.11.2014 в„– р59-6-0283 (далее - контракт), в частности пунктов 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2 и 4.4.4 контракта.
Исковое заявление основано на статьях 9, 15 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статье 528 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано тем, что условия контракта в редакции Общества, предусматривающие солидарную ответственность Администрации, как заказчика, с потребителями природного газа, противоречат нормам гражданского и бюджетного законодательства.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек администрацию Октябрьского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Приволжского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Эльбарусовского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Большешигаевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Бичуринского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Аксаринского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Шоршелского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Сутчевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, администрацию Карабашского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, общество с ограниченной ответственностью "ЭК Котельная" (далее - общество "ЭК Котельная"), общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" (далее - общество "Теплоэнерго"), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.Арбитражный суд Республики Коми решением от 19.06.2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 отказал в удовлетворении исковых требований. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что спорные пункты контракта, изложенные в редакции Администрации, не соответствуют требованиям действующего законодательства. При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации;
- статьями 8, 12, 307, 309, 310, 322, 361, 363, 420 - 422, 426, 432, 435, 443, 445, 446, 525 - 527, 532, 539 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- статьями 6 и 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- статьями 34 и 93 Федерального закона от 05.04.2013 в„– 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон в„– 44-ФЗ);
- статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 в„– 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении);
- пунктами 1, 5 и 11, Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 в„– 162;
- пунктами 4 и 5 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 в„– 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике".
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 19.06.2015 и постановление от 01.10.2015 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, на Администрацию может быть возложена обязанность по оплате потребленного ресурса только в отношении подведомственных ей муниципальных бюджетных учреждений, о чем было сообщено ответчику в письме от 17.03.2013 в„– 97/01-13-1020, направленном вместе с расчетами-заявками потребности в природном газе на 2015 год. Ссылаясь на пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", заявитель считает, что Администрация может нести ответственность за исполнение обязательств иным лицом только путем предоставления государственной (муниципальной) гарантии. Однако в бюджете Мариинско-Посадского района Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предоставление муниципальных гарантий администрациям городского и сельских поселений Мариинско-Посадского района, обществу "ЭК "Котельная" и обществу "Теплоэнерго" не предусмотрено.
В письменном отзыве ответчик не согласился с доводами заявителя и попросил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Определением, вынесенным председателем судебного состава на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, осуществлена замена судьи Чиха А.Н. на судью Жеглову О.Н.
Законность решения от 19.06.2015 и постановления от 01.10.2015 по делу в„– А79-822/2015 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, Администрация направила Обществу письмо от 17.03.2013 в„– 97/01-13-1020, в котором она гарантировала формирование бюджета на оплату заявленных объемов природного газа на 2015 год для подведомственных ей учреждений. В приложениях в„– 1 и 2 к указанному письму Администрация сформировала расчеты-заявки потребности в природном газе для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района на 2015 год в объеме 6 229 741 кубического метра.
Общество 26.11.2014 направило в Администрацию проект контракта на поставку природного газа в 2015 году в объеме 6 229 741 кубического метра для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района.
Администрация направила Обществу контракт, подписанный с протоколом разногласий, согласно которому пункты 2.2, 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2 и 4.4.4 контракта она изложила в следующей редакции:
"2.2 Заказчик поручает, а Поставщик осуществляет на возмездной основе поставку (передачу) природного газа для муниципальных нужд муниципального образования Мариинско-Посадского района, в том числе для нужд муниципальных бюджетных учреждений Мариинско-Посадского района.
Поставщик обязуется поставить и передать Получателям - подведомственным Заказчику и уполномоченным Заказчиком организациям газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ), для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Мариинско-Посадского района и обеспечить его транспортировку силами ОАО "Газпром газораспределение Чебоксары", являющегося соисполнителем настоящего Контракта, (далее ГРО) до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных (ого) с точками подключения, принадлежащих Получателям, к газораспределительным сетям, а Заказчик обязуется обеспечить прием газа Получателями, с соблюдением режима газопотребления, на газопотребляющем оборудовании Получателей и оплату поставленного газа подведомственными Заказчику муниципальными бюджетными учреждениями.
Поставка природного газа по указанию Заказчика производится непосредственно Получателям подведомственным Заказчику организациям (учреждениям) и уполномоченным Заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей (Приложение в„– 1, в„– 2), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в согласованных объемах, куб. м:

2015 год
1 кв.
2 кв.
3 кв.
4 кв.
6 229 741
3 245 016
43 926
33 446
2 515 353

а Заказчик обязуется обеспечить оплату подведомственными Заказчику муниципальными бюджетными учреждениями поставленных товаров (ст. 526 Гражданского кодекса Российской Федерации)";
- "3.4.1 Оплата (расчеты) производится в безналичном порядке путем перечисления денежных средств Получателями на указанный в Контракте расчетный счет Поставщика, и/или Заказчиком - в отношении подведомственных Заказчику муниципальных бюджетных учреждений, и/или в наличной форме";
- "3.4.3 Расчеты с Поставщиком за поставляемый природный газ производится Получателями и/или самим муниципальным Заказчиком - в отношении подведомственных Заказчику муниципальных бюджетных учреждений (в солидарном порядке) ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным, на основании условий настоящего Контракта и договоров поставки газа с Получателями";
- "4.2.2 Ежемесячно в полном объеме организовывать поступление денежных средств от Получателей - уполномоченных и подведомственных муниципальному Заказчику организаций Поставщику за поставленный указанным организациям природный газ";
- "4.4.4 Заключать договоры поставки газа с Получателями в соответствии с выделенными объемами природного газа, оплата которых обеспечивается (для казенных организаций (учреждений) гарантируется) Заказчиком - в отношении подведомственных Заказчику муниципальных бюджетных учреждений".
Стороны не пришли к соглашению по поводу редакций указанных пунктов контракта, поэтому Администрация обратилась в суд с иском об урегулировании возникших разногласий.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу пункта 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В части 1 статьи 1 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 данного Закона; особенностей исполнения контрактов.
В пункте 8 части 1 статьи 93 Закона в„– 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
На основании части 1 статьи 34 Закона в„– 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 15 статьи 34 Закона в„– 44-ФЗ в случае, предусмотренном в пункте 8 части 1 статьи 93 указанного Закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
На основании статьи 18 Закона о газоснабжении при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 в„– 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Согласно пункту 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом. При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
На основании пункта 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установили суды обеих инстанций, в письме от 17.03.2014 в„– 97/01-13-1020 Администрация направила Обществу расчет-заявку потребности в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района (потребители, финансируемые за счет бюджетных средств: администрации городского и сельских поселений и бюджетные учреждения образования и культуры), потребление годового объема природного газа по которой составило 1 360 244 кубического метра; расчет-заявку потребности в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района (организации коммунального комплекса: общество "ЭК Котельная" и общество "Теплоэнерго"), потребление годового объема природного газа по которой составил 4 894 977 кубических метров. В соответствии с расчетами-заявками потребность в природном газе на 2015 год для муниципальных нужд Мариинско-Посадского района всего составила 6 229 741 кубический метр.
Объем природного газа, указанный в муниципальном контракте, утвержден комиссией, созданной по приказу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики от 25.03.2014 в„– 03/1-03/117, и согласован с обществом с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз".
Таким образом, приняв во внимание то обстоятельство, что по условиям муниципального контракта истец является муниципальным заказчиком, а также то, что общий объем природного газа, указанный в расчетах-заявках, обеспечивал потребности всех категорий получателей Мариинско-Посадского района (подведомственных Администрации муниципальных бюджетных учреждений, администраций городского и сельских поселений, организаций коммунального комплекса), суды обоснованно признали, что в рассмотренном случае Администрация является поручителем в силу закона, в связи с чем у нее возникает солидарная ответственность по оплате всего объема поставляемого энергоресурса (статьи 361 и 532 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии оснований для признания контракта заключенным на условиях, определенных в редакции Администрации.
Доводы Администрации, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 19.06.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 по делу в„– А79-822/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
О.Н.ЖЕГЛОВА

Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
Н.А.КАШИРСКАЯ


------------------------------------------------------------------