Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2016 N Ф01-4009/2016 по делу N А82-11024/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган признал нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции" действия оператора связи по прекращению трансляции всех телеканалов абоненту и выдал предписание с требованием обеспечить бесплатную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт злоупотребления оператором связи доминирующим положением на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в границах присоединенной сети не доказан.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. по делу в„– А82-11024/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Александровой О.В.,
при участии представителя
от заявителя: Мартыновой М.В. (доверенность от 12.01.2016 в„– 3),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2016,
принятое судьей Мухиной Е.В., и
по делу в„– А82-11024/2015
по заявлению акционерного общества "Ярославльтелесеть"
(ИНН: 7604148563, ОГРН: 1087604025024)
о признании незаконными решения и предписания
Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
и

установил:

акционерное общество "Ярославльтелесеть" (далее - АО "Ярославльтелесеть", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 03.07.2015 по делу в„– 03-03/10-15 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Камалов И.М., Лапшинова Н.М., Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области.
Суд первой инстанции решением от 20.05.2016 удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции определением от 18.07.2016 возвратил апелляционную жалобу в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на ее подачу.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 07.07.2003 в„– 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), Указ Президента Российской Федерации от 24.06.2009 в„– 715 "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" (далее - Указ Президента в„– 715), Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 в„– 785 (далее - Правила в„– 785). По его мнению, услуга по формированию абонентской линии не является самостоятельной, а представляет собой часть услуги связи. Согласно Указу Президента в„– 715 трансляция общероссийских обязательных общедоступных телеканалов должна осуществляться бесплатно, включая прием, доставку и передачу сигнала до оборудования абонента. Когда абонент пользуется только услугой по предоставлению бесплатных обязательных каналов без дополнительных услуг (отдельных пакетов каналов), оператор связи не имеет права взимать с абонента плату. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Ярославльтелесеть" имеет лицензию от 19.03.2012 в„– 99717 на оказание услуг связи для целей кабельного вещания.
ОАО "Ярославльтелесеть" и абонент Камалов И.М. заключили договор на оказание услуг ЯТС от 25.05.2013 в„– 504934, в соответствии с которым на абонента была возложена обязанность по оплате технического обслуживания абонентской линии "Линия ТВ" в размере 85 рублей в месяц. В рамках данного договора оператором связи обеспечивалась трансляции пакета телеканалов, в том числе всех общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Ссылаясь на Указ Президента в„– 715, Камалов И.М. 05.12.2014 обратился в ОАО "Ярославльтелесеть" с заявлением об отключении тарифа "Линия ТВ" и просьбой оставить в пользовании пакет общероссийских обязательных общедоступных телеканалов. Письмом от 23.12.2014 в„– 1502 Общество ответило Камалову И.М., что не находит оснований для удовлетворения заявления абонента, указав, что установленная договором плата взимается за пользование абонентской линией, в том числе, и в случае трансляции абоненту только общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
С аналогичным заявлением в ОАО "Ярославльтелесеть" обратилась Лапшинова Н.М.
Письмом от 19.06.2015 в„– 743 оператор связи ответил Лапшиновой Н.М., что взимание оператором связи с абонента платы за предоставление доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи и за предоставление в постоянное пользование абонентской линии является правомочным, в том числе, в случае трансляции только общероссийских обязательных общедоступных телеканалов.
Полагая, что оператор связи незаконно нарушает права абонентов на получение бесплатных общедоступных каналов, оба абонента обратились с заявлениями в УФАС по Ярославской области.
Трансляция общероссийских общедоступных каналов в адрес Лапшиновой Н.М. не прекращалась. Камалову И.М. прекращена трансляция телевизионных каналов 31.12.2014.
На момент рассмотрения дела антимонопольным органом, договор от 25.05.2013 в„– 504934, заключенный Обществом и Камаловым И.М., расторгнут.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода Управления о нарушении АО "Ярославльтелесеть" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем прекращения трансляции всех телеканалов Камалову И.М. и Лапшиновой Н.М.
По результатам рассмотрения материалов дела в„– 03-03/10-15 антимонопольный орган принял решение от 14.07.2015 в„– 6715/03-03, в соответствии с которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Во исполнение решения антимонопольный орган в адрес АО "Ярославльтелесеть" выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обеспечения бесплатной трансляции общероссийских обязательных общедоступных телеканалов в соответствии с Указом Президента в„– 715 гражданам Камалову И.М. и Лапшиновой Н.М.
Общество не согласилось с решением и предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Законом о защите конкуренции, Законом о связи, Правилами в„– 785, Указом Президента в„– 715, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование и исходил из того, что антимонопольный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решения и предписания.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Суд установил, что АО "Ярославльтелесеть" занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания в границах города Ярославля в границах присоединенной сети, что подтверждается, в том числе сведениями о хозяйствующих субъектах, действующих на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания.
В статье 46 Закона о связи установлены обязанности операторов связи.
Согласно пункту 4 статьи 46 Закона о связи (в редакции, действовавшей в спорный период) оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания платы за прием и трансляцию таких каналов с абонентов и вещателей обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов).
В силу этой же нормы (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 в„– 257-ФЗ) оператор связи, который оказывает услуги связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания) на основании договора с абонентом, в соответствии с условиями полученной лицензии обязан осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи в неизменном виде за свой счет (без заключения договоров с вещателями обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов и без взимания с них платы за трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, а также без взимания платы с абонентов оператора связи за право просмотра и (или) прослушивания обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов) трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов.
Услуги оператора обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов по предоставлению абоненту доступа к его сети связи и иные входящие в состав услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания услуги оказываются абонентам на возмездной основе.
В статье 2 Закона о связи определено, что трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - это прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов, или прием и передача в эфир данного сигнала; услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Указом Президента в„– 715 утвержден перечень общероссийских обязательных общедоступных телеканалов, бесплатных для потребителей.
На основании Указа Президента в„– 715 общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы являются обязательными для распространения на всей территории Российской Федерации и бесплатными для потребителей.
Отношения между абонентом или вещателем и оператором связи, оказывающим услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, в случае заключения возмездного договора об оказании услуг связи для целей кабельного и (или) эфирного телерадиовещания, регулируются Правилами в„– 785.
В пункте 2 Правил в„– 785 определено, что абонентской линией является линия связи, соединяющая средства связи сети связи для распространения программ телерадиовещания (далее - сеть связи телерадиовещания) через абонентскую распределительную систему с пользовательским (оконечным) оборудованием; предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания представляет собой совокупность действий оператора связи, оказывающего услуги связи для целей телерадиовещания (далее - оператор связи), по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к средствам связи сети связи телерадиовещания.
Согласно пункту 7 названных Правил оператор связи вправе оказывать те услуги связи для целей телерадиовещания, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия. Оказание услуг связи для целей телерадиовещания может сопровождаться оказанием оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи для целей телерадиовещания и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
В пункте 15 Правил в„– 785 установлено, что в договоре с абонентом предусматривается предоставление абоненту доступа к сети связи телерадиовещания оператора связи, предоставление в постоянное пользование абонентской линии и доставка сигнала телерадиопрограммы до пользовательского (оконечного) оборудования абонента. При этом плата за формирование абонентской линии и подключение пользовательского (оконечного) оборудования абонента к сети связи телерадиовещания взимается оператором связи однократно (пункт 31 Правил).
В силу пункта 17 Правил в„– 785 договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии с пунктом 21 Правил в„– 785 в договоре оператора связи с абонентом должны быть указаны такие существенные условия как: перечень оказываемых услуг связи для целей телерадиовещания, система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания, порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.
На основании положений пункта 25 Правил абонент обязан, в том числе, вносить плату за оказанные ему услуги связи для целей телерадиовещания и иные предусмотренные в договоре услуги в полном объеме и в определенные договором сроки.
Оператор связи и абонент или вещатель вправе в любое время по соглашению сторон расторгнуть договор при условии оплаты оказанных услуг связи для целей телерадиовещания. В договоре могут быть предусмотрены случаи и порядок одностороннего отказа сторон от исполнения договора (пункт 45 Правил в„– 785).
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность на рынке услуг связи для целей кабельного вещания в границах города Ярославля в границах присоединенной сети на основании лицензии от 19.03.2012 в„– 131485.
В силу пункта 4 Приложения к указанной лицензии лицензиат обязан в соответствии с данной лицензией обеспечить предоставление абоненту: а) доступа к сети связи лицензиата; б) распространения (доставки) сигналов программ телевизионного вещания и (или) радиовещания по кабельной сети связи до пользовательского (оконечного) оборудования; в) абонентской линии в постоянное пользование; г) обеспечить предоставление абоненту бесплатного осуществления трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Суд установил, что Общество заключило с абонентом Камаловым И.М. договор на оказание услуг связи ЯТС от 25.05.2013 в„– 504934 в соответствии с типовой формой, утвержденной Правилами оказания услуг ЯТС, пунктом 1.2. которого определен перечень услуг, которые могут быть оказаны абоненту, в том числе: предоставление в постоянное пользование абонентской линии. В пункте 1.3 договора указано, что вид и пакетирование предоставляемых услуг зависит от технических особенностей сети связи, посредством которой предоставляются услуги; возможность предоставления услуг напрямую связана с доступом к сети связи и предоставлением абонентской линии в постоянное пользование, поэтому техническая поддержка абонентской линии предоставляется оператором всем абонентам, подключенным к сети связи, независимо от видов или количества заказанных абонентом услуг. Пунктом 6.2 заключенного с Камаловым И.М. договора предусмотрено право абонента в любое время расторгнуть договор в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг связи.
Приложением к договору является заявка Камалова И.М. на предоставление услуг, согласно которой абонентом выбран тариф "Линия ТВ" - техническое обслуживание абонентской линии стоимостью 85 рублей в месяц. Услуги платного телевидения, согласно условиям договора, Камалову И.М. не оказывались. Доказательств обратного суду не представлено. Генеральный директор ОАО "Ярославльтелесеть" 25.09.2014 утвердил Правила оказания услуг ЯТС.
Согласно пункту 3.2.1 Правил ЯТС предоставление в постоянное пользование абонентской линии - это услуга, оказываемая при предоставлении абоненту услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания. Указанная услуга носит коммерческое название "Линия ТВ". Абонентская линия предоставляется абоненту в постоянное пользование сразу же после подключения к сети ЯТС. В рамках предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии ОАО "Ярославльтелесеть" осуществляет техническую поддержку данной абонентской линии. С предоставлением данной услуги абоненты получают возможность просмотра пакета телевизионных каналов, перечень которых определяет ОАО "Ярославльтелесеть", без взимания дополнительной платы. Плата за распространение (доставку) сигналов (трансляцию) обязательных общедоступных телевизионных каналов не взимается.
Действующим законодательством о связи не установлены требования к формированию пакетов трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, в том числе, в части выделения общероссийских общеобязательных общедоступных каналов в отдельный пакет трансляции, поэтому оператор связи вправе самостоятельно формировать пакеты трансляции телеканалов и (или) радиоканалов.
Заявитель представил в материалы дела распоряжения ОАО "Ярославльтелесеть" за 2011 - 2015 об установлении состава пакетов телевизионных программ, условий их доставки абонентам и стоимости услуг, из которых следует, что оператором связи в каждом периоде были сформированы как пакеты каналов, доставляемых на платной основе, так и пакет обязательных каналов без взимания платы за доставку. При этом каждое распоряжение содержит, среди прочих, стоимость услуги "абонентская плата за пользование сетью связи для физических лиц". Начиная с распоряжения от 19.03.2013 такая услуг получила название "Линия ТВ".
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что оспариваемым решением Управления не установлено нарушение в отношении абонента Лапшиновой Н.М. Кроме того, факт прекращения трансляции Лапшиновой Н.М. суд не установил.
Обстоятельство прекращения трансляции абоненту Камалову И.М. также не установлено оспариваемым решением; однако из материалов дела и пояснений сторон следует, что прекращение трансляции имело место в конце декабря 2014 года;
Суд установил, что прекращение трансляции Камалову И.М. было произведено оператором в соответствии с условиями договора и волеизъявлением абонента (заявление Камалова И.М. в ОАО "Ярославльтелесеть" от 05.12.2014 с просьбой отключить тариф "Линия ТВ" и сохранить трансляцию общеобязательных каналов); письмом от 23.12.2014 оператор связи разъяснил абоненту невозможность оказания услуг связи без оплаты пользования абонентской линией, однако абонент не отозвал заявление об отключении тарифа, а обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия оператора связи. Суд сделал правильный вывод о том, что взимание оператором связи с абонента платы за предоставление в постоянное пользование абонентской линии, в том числе, в случае трансляции абоненту только общероссийских общедоступных обязательных и бесплатных телеканалов, является правомерным и не противоречит Закону о связи, Правилам в„– 715, поскольку указанными нормативными актами предусмотрена бесплатная трансляция (прием и доставка сигнала) данных каналов, что не исключает взимание платы за другие (сопутствующие) услуги, оказываемые оператором связи абоненту на основании лицензии. Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства того, что с абонентов Камалова И.М. и Лапшиновой Н.М. взималась плата за трансляцию общеобязательных каналов, а также доказательств отказа АО "Ярославльтелесеть" осуществлять абонентам бесплатную трансляцию общедоступных каналов при условии оплаты пользования абонентской линией, Управление в материалы дела не представило.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях АО "Ярославльтелесеть", установленных оспариваемым решением Управления, признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке, в связи с чем правомерно счел оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа не соответствующим закону и нарушающим интересы оператора связи, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов суда и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.05.2016 по делу в„– А82-11024/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА


------------------------------------------------------------------