По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2016 N Ф01-4022/2016 по делу N А82-18301/2015
Требование: О признании недействительным предписания органа МЧС России.
Обстоятельства: Установив, что в нарушение требований пожарной безопасности в здании, эксплуатируемом учреждением , отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений на втором этаже, орган МЧС выдал последнему предписание об устранении нарушения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку здание было построено и введено в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97*, а следовательно, вплоть до его реконструкции или капитального ремонта учреждение не обязано соблюдать требования п. 6.12* этих СНиП.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Ярославской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. по делу в„– А82-18301/2015
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работе Главного управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.03.2016,
принятое судьей Красновой Т.Б., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016,
принятое судьями Кононовым П.И., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
по делу в„– А82-18301/2015
по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад в„– 52" о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области
и
установил:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад в„– 52" (далее - Учреждение, МДОУ Детский сад в„– 52) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области (далее - Отдел, административный орган) от 07.10.2015 в„– 117/1/1.
Суд первой инстанции решением от 28.03.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.06.2016, удовлетворил заявленное требование.
Отдел не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что спорный объект защиты в части эвакуационных выходов не соответствует не только Строительным нормам и правилам и СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятым постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 в„– 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), но и требованиям СНиП II-А.5-70, утвержденных Госстроем СССР 16.09.1970, и СНиП II-Л.3-71 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования", действовавшим на момент постройки и введения спорного здания в эксплуатацию. По мнению административного органа, оспариваемое предписание является законным. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Учреждение в отзыве возразило против доводов заявителя, просило рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Отдел, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 01.10 по 07.10.2015 Отдел на основании распоряжения от 28.09.2015 в„– 117 в отношении МДОУ Детский сад в„– 52 провел внеплановую проверку исполнения предписания от 31.07.2014 в„– 88/1/1-1, выданного по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания по адресу: город Ярославль, улица Маяковского, дом 63а.
В ходе проверки органом пожарного надзора установлено отсутствие вторых эвакуационных выходов из группы в„– 2 (помещения в„– 1 и 2 на втором этаже по плану технического паспорта) и группы в„– 5 (помещения в„– 15 и 16 на втором этаже по плану технического паспорта), что не соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности, установленным пунктом 6.12* СНиП 21-01-97*.
Результаты проверки отражены в акте от 07.10.2015 в„– 117.
По результатам проверки Учреждению выдано предписание 07.10.2015 в„– 117/1/1 об устранении выявленного нарушения.
Посчитав данное предписание незаконным, МДОУ детский сад в„– 52 обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон в„– 69-ФЗ), Федеральным законом от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", (далее - Закон в„– 123-ФЗ), СНиП 21-01-97*, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы Учреждения, и удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом в„– 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу статей 37 и 38 Федерального закона в„– 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, согласно действующему законодательству, несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из оспоренного предписания следует, что Учреждению необходимо выполнить требования, установленные в пункте 6.12* СНиП 21-01-97*.
В пункте 6.12* СНиП 21-01-97* определено, что помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек, должны иметь не менее двух эвакуационных выходов.
На основании пункта 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.
Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации. В то же время в процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97* требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания.
В частности, по смыслу пункта 4.3 названных строительных норм и правил в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.
Кроме того, согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01.10.2003.
Согласно пункту 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, изначально при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. И даже в этом случае соответствующие требования СНиП 21-01-97* по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94 подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Из анализа приведенных положений СНиП 21-01-97* и действовавших на момент введения их в действие СНиП 10-01-94 следует, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
На основании изложенного пункт 6.12* СНиП 21-01-97*, содержащий требования не режимно-эксплуатационного, а объемно-планировочного характера, подлежит соблюдению применительно к зданию, введенному в эксплуатацию до введения в действие данных строительных норм и правил, лишь в случае осуществления реконструкции или капитального ремонта указанного здания, а не в ходе его текущей эксплуатации.
В этой связи Учреждение, эксплуатирующее здание, построенное и введенное в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* (в 1975 году), не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта названного здания соблюдать требования пункта 6.12* указанных строительных норм и правил.
Возложение на Учреждение оспариваемым предписанием органа государственного пожарного надзора обязанности по его соблюдению в ходе текущей эксплуатации здания является незаконным.
Такой подход соответствует положениям части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 в„– 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", определяющего общие требования к безопасности зданий, в том числе пожарной.
Как видно из материалов дела, эксплуатируемое МДОУ Детский сад в„– 52 здание было построено и введено в эксплуатацию в 1975 году.
Доказательств проведения Учреждением реконструкции или капитального ремонта указанного здания после введения в действие СНиП 21-01-97* материалы настоящего дела не содержат.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое предписание не соответствовало действующему законодательству и нарушало права и законные интересы МДОУ детский сад в„– 52, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Ссылка Отдела на СНиП II-А.5-70 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" и СНиП II-Л.3-71 "Детские ясли-сады. Нормы проектирования" правомерно отклонена судами, поскольку нарушение данных требований Учреждению в оспариваемом предписании не вменялось.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.03.2016 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 по делу в„– А82-18301/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ярославлю Управления надзорной деятельности и профилактической работе Главного управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
------------------------------------------------------------------