Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.09.2016 N Ф01-3799/2016 по делу N А43-25854/2015
Требование: О признании незаконными решений таможенного органа.
Обстоятельства: Таможенный орган принял решения о переклассификации ввезенного обществом товара , изменив код ТН ВЭД ТС "новые моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой не более 5 тонн" со ставкой ввозной таможенной пошлины 10 процентов на код ТН ВЭД ТС "новые грузопассажирские автомобили-фургоны с дизельным двигателем" со ставкой ввозной пошлины 25 процентов.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество классифицировало ввезенный товар правомерно.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Нижегородской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу в„– А43-25854/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Ворониной Е.А. (доверенность от 26.04.2016 в„– 72)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Нижегородской таможни
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А.,
по делу в„– А43-25854/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Негоциант"
(ИНН: 5260338070, ОГРН: 1125260012492)
о признании незаконными решений Нижегородской таможни
и

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Компания Негоциант" (далее - ООО "Компания Негоциант", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решений Нижегородской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 08.07.2015 в„– РКТ-10408000-15/000165 и РКТ-10408000-15/000166 о классификации товара.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Таможня не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащее применению Распоряжение Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 в„– 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" и Руководство по классификации транспортных средств в позициях 8702, 8703, 8704, принятое Комитетом по гармонизированной системе Всемирной таможенной организации 16.02.2000, не применили подлежащие применению Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 в„– 4), и неправильно истолковали пункт 142 распоряжения Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 в„– 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров". По его мнению, ввезенные Обществом товары подлежат классификации в товарной позиции 8703 ТН ВЭД; правомерность и обоснованность такой позиции подтверждается информацией, представленной представителем производителя ввезенных Обществом транспортных средств.
Подробно позиция Таможни изложена в кассационной жалобе и поддержана ее представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, указав на законность принятых судебных актов; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество 25.06.2015 представило в Таможню предварительную декларацию на товары в„– 1 и 2 - шасси транспортных средств, незавершенные транспортные средства, модель VOLKSWAGEв„– GRAFTER 2EKE2, 2014 года выпуска, с кузовом, дизельным двигателем мощностью 163 кВт и рабочим объемом 1968 кубических сантиметров, полная масса 3620 киллограммов, VINWV1ZZZ2EZF6015223, WV1ZZZ2EZF6015038, классифицировав их по подсубпозиции 8704 21 9100 ТН ВЭД ТС "новые моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой не более 5 тонн, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2500 кубических сантиметров"; ставка таможенной пошлины составляет 10 процентов.
В тот же день Кстовский таможенный пост Нижегородской таможни принял поступившую декларацию и зарегистрировал ее под в„– 104080/250615/0003507.
По окончании таможенного досмотра 07.07.2015 Таможня выявила наличие в незавершенных транспортных средствах двух оконных проемов в боковой стенке и боковой двери грузовой части салона, кондиционера, а также тканевой обивки, что зафиксировано в акте таможенного досмотра в„– 10408020/080715/000325.
По результатам таможенных контрольных мероприятий Таможня вынесла решения от 08.07.2015 в„– РКТ-10408000-15/000165 и РКТ-10408000-15/000166 о классификации ввезенных Обществом товаров в„– 1 и 2, задекларированных в декларации на товары в„– 104080/250615/0003507, по подсубпозиции 8703 32 1990 ТН ВЭД ТС "новые грузопассажирские автомобили-фургоны с дизельным двигателем, рабочий объем цилиндров которого составляет более 1500 кубических сантиметров, но не более 2500 кубических метров, прочие" со ставкой ввозной пошлины 25 процентов, но не менее 1,8 евро за один кубический сантиметр объема двигателя.
Решением Приволжского таможенного управления от 10.09.2015 решения таможенного органа от 08.07.2015 в„– РКТ-10408000-15/000165 и РКТ-10408000-15/000166 признаны обоснованными.
Не согласившись с решениями Таможни, Общество обжаловало их в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 164 Федерального закона от 27.11.2010 в„– 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пунктом 142 Распоряжения Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 в„– 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров", Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что таможенный орган не доказал законность и обоснованность оспариваемых решений о классификации товаров, и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
На основании статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение о классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3).
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Комиссией таможенного союза (пункт 2 статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 в„– 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
Классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД).
Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно правилу 3 (а) ОПИ ТН ВЭД в случае, если в силу правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Из Пояснений к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (приложение к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 в„– 4) (далее - Пояснения) следует, что к группе 8703 относятся автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.
В данной товарной позиции термин "грузопассажирский автомобиль-фургон" означает транспортное средство, имеющее максимально 9 мест для сидения (включая водителя), внутреннее пространство которого может без конструктивных изменений использоваться для перевозки как людей, так и грузов.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для транспортировки людей, а не для транспортировки грузов (товарная позиция 8704). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее пяти тонн и которые имеют единое замкнутое внутреннее пространство, включающее в себя зону для водителя и пассажиров и другую зону, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, обслуживающие спортивные автомобили, некоторые автомобили типа пикапа). Указанные ниже особенности являются характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в эту товарную позицию:
а) наличие постоянно установленных сидений с устройствами безопасности (например, с ремнями безопасности или с местами крепления и приспособлениями для установки ремней безопасности) для каждого человека или наличие постоянных мест крепления и приспособлений для установки сидений и устройств безопасности в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров; такие сиденья могут быть фиксированными, складывающимися, съемными на анкерном креплении или выносными;
б) наличие окон в двух боковых панелях задней части кузова;
в) наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, с окнами, на боковых панелях или сзади;
г) отсутствие постоянной панели или перегородки между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной, которая может использоваться для транспортировки как людей, так и грузов;
д) наличие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений внутри всего салона транспортного средства, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
Согласно Пояснениям к группе 8704 относятся моторные транспортные средства для перевозки грузов.
В данную товарную позицию включаются, в частности, обычные грузовые автомобили и автофургоны (открытые, с брезентовым верхом, закрытые и т.д.); автомобили для доставки товаров и автофургоны всех видов, автофургоны для перевозки домашних вещей; грузовые автомобили с автоматическими разгрузочными приспособлениями (с опрокидывающимся кузовом и т.д.); автомобили-цистерны (независимо от того, оборудованы они насосами или нет); авторефрижераторы или автомобили с изотермическими кузовами; многоярусные грузовые автомобили для перевозки кислоты в бутылях, баллонов с бутаном и т.д.; тяжелые грузовые автомобили с низкорасположенными рамами и погрузочными наклонными трапами для перевозки танков, подъемных машин или экскаваторов, электрических трансформаторов и т.д.; грузовые автомобили, специально предназначенные для перевозки свежего бетона, кроме бетономешалок товарной позиции 8705; мусоросборщики независимо от того, оборудованы они погрузочными, трамбовочными, демпфирующими и другими устройствами или нет.
Включение некоторых моторных транспортных средств в данную товарную позицию определяется некоторыми признаками, которые указывают на то, что данные транспортные средства в основном предназначены для перевозки товаров, а не для перевозки людей (товарная позиция 8703). Эти признаки применимы при классификации моторных транспортных средств, которые обычно имеют полную массу транспортного средства менее 5 тонн и которые имеют либо отдельную закрытую заднюю зону, либо открытую заднюю платформу, обычно используемую для перевозки грузов, но могут иметь задние сиденья типа скамейки, которые не имеют ремней безопасности, мест крепления или удобств для пассажиров и которые складываются вдоль бортов, чтобы позволить полностью использовать заднюю платформу для транспортировки грузов. В эту категорию обычно включаются транспортные средства, известные как "многоцелевые" транспортные средства (например, транспортные средства типа фургонов, некоторые автомобили типа пикап, обслуживающие спортивные транспортные средства). Указанные ниже особенности являются характерными признаками конструкции, обычно свойственными транспортным средствам, которые включаются в данную товарную позицию:
а) наличие сидений типа скамеек, не имеющих устройств безопасности (например, ремней безопасности или мест крепления и приспособлений для установки ремней безопасности) или удобств для пассажиров в задней зоне позади зоны для водителя и передних пассажиров. Такие сиденья обычно бывают складными или выносными для того, чтобы позволить полностью использовать пол задней зоны (транспортные средства типа фургонов) или отдельную платформу (транспортные средства типа пикапа) для транспортировки грузов;
б) наличие отдельной кабины для водителя и пассажиров и отдельной открытой платформы с боковыми бортами и опускаемым задним бортом (транспортные средства типа пикапа);
в) отсутствие окон в двух боковых панелях задней части кузова; наличие скользящей, открывающейся наружу или поднимающейся вверх двери или дверей, без окон, на боковых панелях или сзади для погрузки или выгрузки товаров (транспортные средства типа фургона);
г) наличие постоянной панели или барьера между зоной для водителя и передних пассажиров и задней зоной;
д) отсутствие внешних признаков комфорта и внутренней отделки, а также приспособлений в зоне грузового отсека, которыми отличаются пассажирские салоны транспортных средств (например, напольное покрытие, вентиляция, внутреннее освещение, пепельницы).
В соответствии с пунктом 142 Распоряжения Федеральной таможенной службы от 15.08.2014 в„– 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (далее - Распоряжение в„– 233-р) грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке, в том числе: количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух; салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений; отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Также Распоряжением в„– 233-р предусмотрено, что грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности: пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала; в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна; в задней стенке кузова может располагаться дверь (двери), имеющая окно (окна); грузовая часть салона может иметь освещение; в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.
Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства (в том числе заключение эксперта Центра экспертизы торгово-промышленной палаты Нижегородской области от 14.09.2015 в„– 00501003597, заключения эксперта Консультации технических экспертов от 07.07.2015 в„– 140/2015 и 141/2015, акт таможенного осмотра от 07.07.2015 в„– 10408020/080715/000325 с фотографиями), приняв во внимание фактическую компоновку и описание салона автомобиля, суды пришли к выводу о том, что спорные автомобили, являются грузовыми и не обладает основными признаками конструкции "легкового автомобиля", главным образом предназначенного для перевозки людей, в связи с чем Общество обоснованно классифицировало товар в товарной подсубпозиции 8704 21 9100 ТН ВЭД ТС.
Вопреки части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил бесспорных доказательств, подтверждающих, что ввезенные транспортные средства представляют собой легковые автомобили, предназначенные главным образом для перевозки людей, позволяющие классифицировать их по коду 8703 32 1990 ТН ВЭД ТС.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Суд округа считает обоснованным довод Таможни о неправомерной ссылке судов на недействующие нормативные акты, однако данное нарушение не повлекло незаконность принятых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу в„– А43-25854/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ШУТИКОВА

Судьи
О.Е.БЕРДНИКОВ
И.В.ЧИЖОВ


------------------------------------------------------------------