Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.06.2016 N Ф01-2252/2016 по делу N А28-6452/2015
Требование: О возмещении муниципальному образованию ущерба, причиненного незаконным сносом зеленых насаждений.
Обстоятельства: В результате обследования земельного участка было установлено, что во время проведения строительных работ были снесены зеленые насаждения при отсутствии необходимого разрешения.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт причинения экологического ущерба и вина общества в его причинении доказаны.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Кировской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу в„– А28-6452/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от истца: Кремлевой О.В. (доверенность от 16.12.2015),
от ответчика: Суслова А.В. (директор),
Шестоперовой И.Ф. (доверенность от 21.06.2016),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная
корпорация "Алтай"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2015,
принятое судьей Будимировой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016,
принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Сандаловым В.Г.,
по делу в„– А28-6452/2015
по иску муниципального образования "Город Киров"
в лице администрации города Кирова
(ИНН: 4348005534, ОГРН: 1024301340238)
к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная
корпорация "Алтай"
(ИНН: 4345307600, ОГРН: 1114345020448),
о взыскании 6 056 961 рубля 11 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -
муниципальное казенное учреждение "Экологический фонд города Кирова"
(ИНН: 4346013392, ОГРН: 1034316530270),
и

установил:

муниципальное образование "Город Киров" в лице администрации города Кирова (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная корпорация "Алтай" (далее - ООО "ТПК "Алтай", Общество) о возмещении 6 056 961 рубля 11 копеек ущерба, причиненного незаконным сносом зеленых насаждений.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Экологический фонд города Кирова" (далее - МКУ "Экологический фонд города Кирова").
Арбитражный суд Кировской области решением от 04.12.2015 удовлетворил иск.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 решение суда оставлено без изменения.
ООО "ТПК "Алтай" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что у судов отсутствовали основания для взыскания с ООО "ТПК "Алтай" убытков в искомой сумме. ООО "ТПК "Алтай" указывает, что на момент вынесения судом первой инстанции решения пункт 3 Порядка оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос земельных насаждений на территории муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 в„– 32/1, не действовал, следовательно, Администрация не может являться ненадлежащем истцом по данному делу. ООО "ТПК "Алтай" считает, что суды неправомерно не приняли во внимание доказательства в фотографиях, сделанных после подписания акта приема-передачи земельного участка, из которых видно незначительное количество зеленых насаждений. ООО "ТПК "Алтай" указывает, что Администрация не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих, что на всей площади земельного участка имелись зеленые насаждения. Кроме того, Общество полагает, что суды не учли обстоятельство явной несоразмерности стоимости земельного участка с суммой ущерба, заявленной Администрацией. Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
МКУ "Экологический фонд города Кирова" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, муниципальное образование "Город Киров" в лице департамента муниципальной собственности администрации города Кирова (продавец) и ООО "ТПК "Алтай" (покупатель) заключили договор купли продажи земельного участка от 15.08.2014 в„– 91-з, согласно условиям которого продавец передает в собственность покупателя земельный участок общей площадью 5349 квадратных метров, расположенный по адресу: Кировская область, город Киров, улица Производственная, 28б, кадастровый номер 43:40:000144:391, а покупатель - принять и оплатить земельный участок по цене и на условиях договора (пункт 1.1 договора).
Цена договора составляет 2 529 000 рублей (пункт 1.2 договора).
По акту приема-передачи от 26.08.2014 земельный участок передан ООО "ТПК "Алтай".
ООО "ТПК "Алтай" 18.09.2014 получило свидетельство о государственной регистрации права собственности в„– 43-АГ097989 на земельный участок общей площадью 5349 квадратных метров, расположенный по адресу: Кировская область, город Киров, улица Производственная, 28б, кадастровый номер 43:40:000144:391.
МКУ "Экологический фонд города Кирова" 10.09.2014 зафиксировало на земельном участке ООО "ТПК "Алтай" факт незаконного сноса зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона).
МКУ "Экологический фонд города Кирова", усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 4.3 Закона Кировской области "Об административной ответственности", составило протокол от 10.09.2014 и приняло постановление от 09.10.2014 в„– 2291 о назначении Обществу наказания в виде 20 000 рублей штрафа.
Городская комиссия по оценке зеленых насаждений 23.09.2014 составила акт оценки зеленых насаждений в„– 519 и указала, что сносу подлежат 0,0374 гектара лесопарка компенсационной стоимостью 288 133 рубля 23 копейки, и выдала ООО "ТПК "Алтай" разрешение на снос и (или) обрезку зеленых насаждений.
МКУ "Экологический фонд города Кирова" 19.11.2014 осуществило повторное обследование земельного участка общей площадью 5349 квадратных метров, расположенный по адресу: Кировская область, город Киров, улица Производственная, 28б, для уточнения общей площади незаконно снесенных зеленых насаждений.
МКУ "Экологический фонд города Кирова" при обследовании земельного участка установило, что одну часть участка общей площадью 1044 квадратных метра занимает существующая дорога, на второй части участка общей площадью 374 квадратных метра 23.09.2014 произведена оценка зеленых насаждений, подготовлен акт оценки и выдано разрешение на снос зеленых насаждений от 03.10.2014 в„– 479, снос зеленых насаждений на данной площади осуществлен на законных основаниях, на третьей части участка общей площадью 3931 квадратный метр ранее был произведен незаконный снос зеленых насаждений, зафиксированный в акте обследования от 10.09.2014 в„– 13, в котором размеры частей участка не измерялись, поскольку на объекте велись строительные работы.
По результатам повторного обследования МКУ "Экологический фонд города Кирова" составило акт от 19.11.2014 в„– 21, в котором оно указало, что на момент обследования на всей территории земельного участка общей площадью 5349 квадратных метров снесены зеленые насаждения (изъят верхний плодородный слой с зелеными насаждениями) и проводятся строительные работы (уложены железобетонные плиты, ведется бетонирование).
МКУ "Экологический фонд города Кирова" на основании Порядка оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос земельных насаждений на территории муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 в„– 32/1, и методики к нему произвело расчет компенсационной стоимости ущерба, который причинен незаконным сносом зеленых насаждений и размер которого составил 6 056 961 рублей 11 копеек.
В претензиях от 01.12.2014 в„– 2-636 и от 13.01.2015 в„– 2-2 МКУ "Экологический фонд города Кирова" потребовало внести компенсационную стоимость ущерба, причиненного незаконным сносом зеленых насаждений в размере 6 056 961 рубля 11 копеек. Претензия оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктами 1, 2, 3 и 12 Порядка оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос земельных насаждений на территории муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 30.09.2009 в„– 32/1, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил исковое требование. Суд исходил из доказанности факта причинения экологического ущерба, вины Общества в причинении вреда, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождающих гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 в„– 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон в„– 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков (пункт 3 статьи 77 Федерального закона в„– 7-ФЗ).
В абзаце 2 пункта 1 статьи 78 Федерального закона в„– 7-ФЗ предусмотрено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях обеспечения и развития зеленого фонда города в порядке реализации полномочий органов местного самоуправления Кировской городской Думой принят Порядок оценки и возмещения ущерба за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений на территории муниципального образования "город Киров" утвержденный решением от 30.09.2009 в„– 32/1 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка вынужденным сносом зеленых насаждений является снос деревьев, кустарников, газонов, цветников, выполнение которого объективно необходимо в целях обеспечения условий для размещения тех или иных объектов строительства, обслуживания объектов инженерного благоустройства, надземных линий электропередачи и т.п., создания качеств окружающей среды, отвечающих нормативным требованиям к освещенности и инсоляции жилых и общественных помещений, оформленный в установленном порядке; незаконный снос зеленых насаждений - снос деревьев, кустарников, газонов, цветников, выполненный без предварительного оформления соответствующих разрешительных документов и (или) установленного порядка оплаты их компенсационной стоимости за причиненный ущерб.
В пункте 4 Порядка указаны основания для вынужденного сноса (повреждения) зеленых насаждений.
На основании пункта 5 Порядка обследование и оценка зеленых насаждений, подлежащих вынужденному сносу, производится городской комиссией по оценке зеленых насаждений на платной основе при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.
Снос зеленых насаждений производится после получения разрешения на строительство или производство земляных работ, уплаты компенсационной стоимости за причиненный ущерб и получения от городской комиссии утвержденного администрацией города Кирова разрешения на снос зеленых насаждений (пункт 6 Порядка).
В силу пункта 8 Порядка компенсационная стоимость за причиненный ущерб не взимается: при проведении работ за счет средств бюджета муниципального образования "город Киров"; при вынужденном сносе зеленых насаждений, расположенных в границах охранных зон инженерных сооружений (сетей), при проведении обслуживания и ремонта этих сооружений; при пересадке зеленых насаждений; при проведении работ по уходу за зелеными насаждениями (санитарная, омолаживающая, формовочная обрезка; снос больных, сухостойных зеленых насаждений); при невозможности обеспечения нормальной видимости технических средств регулирования дорожного движения, безопасности движения транспорта и пешеходов; при разрушении корневой системой деревьев фундаментов зданий, асфальтовых покрытий тротуаров и проезжей части дорог.
Средства, перечисляемые в качестве компенсационной стоимости за вынужденный и незаконный снос (повреждение) зеленых насаждений, поступают в бюджет муниципального образования "город Киров" (пункт 12 Порядка).
Лица, виновные в незаконном сносе (повреждении) объектов зеленого хозяйства города, несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 13 Порядка).
Согласно пункту 14 Порядка при выявлении незаконного сноса (повреждения), уничтожения иным способом зеленых насаждений уполномоченными должностными лицами, указанными в Законе Кировской области "Об административной ответственности в Кировской области", составляется протокол об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Муниципальное учреждение "Экологический фонд города Кирова" осуществляет обследование (осмотр) места совершения правонарушения с составлением акта, а также расчета компенсационной стоимости причиненного ущерба. Данные материалы Учреждение передает уполномоченному лицу, составляющему протокол об административном правонарушении, до момента направления его на рассмотрение административной комиссии. После вступления в законную силу постановления о привлечении лица к административной ответственности Учреждение направляет ему требование (претензию) о добровольном возмещении ущерба; в случае неисполнения материалы передаются в правовое управление администрации города Кирова для обращения в суд о принудительном взыскании.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Заявляя требование о взыскании убытков, истец в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица и вину причинителя вреда.
Оценив представленные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе договор купли-продажи от 15.08.2014 в„– 91-з, акт приема-передачи, акты обследования от 10.09.2014 и 19.11.2014, акт оценки зеленых насаждений от 23.09.2014, разрешение на снос и обрезку зеленых насаждений от 23.09.2014, протокол об административном правонарушении от 10.09.2014 и постановление от 09.10.2014 в„– 2291, суды признали доказанным факт незаконного сноса ООО "ТПК "Алтай" зеленых насаждений (деревьев, кустарников, газона) на земельном участке общей площадью 5349 квадратных метров без необходимого разрешения.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит доказательствам по делу и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил в материалы дела контррасчет, подтвержденный первичными документами, опровергающих расчет истца.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Администрации.
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 3 Порядка признан недействительным решением Первомайского районного суда города Кирова от 26.03.2015 по делу в„– 2-1491/2015, правомерно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку на момент сноса зеленых насаждений (с учетом момента государственной регистрации перехода права) ответчик не являлся собственником земельного участка и был обязан получить разрешение на их снос.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 04.12.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 по делу в„– А28-6452/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная корпорация "Алтай" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная корпорация "Алтай".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.В.ЧИЖОВ

Судьи
Ю.В.НОВИКОВ
Т.В.ШУТИКОВА


------------------------------------------------------------------