Типы документов



Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.02.2016 N Ф01-123/2016 по делу N А11-4247/2015
Требование: О признании недействительным представления прокурора.
Обстоятельства: Установив, что предприятие неправомерно отказало предпринимателю в отводе участка для захоронения умершей, с родственниками которой последний заключил договор оказания ритуальных услуг, прокурор вынес представление об устранении нарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку требование о наличии у лица, обязавшегося осуществить погребение умершего, специальной доверенности законом не установлено; предприниматель представил документы, подтверждающие наличие у него разрешения на погребение.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Владимирской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2016 г. по делу в„– А11-4247/2015

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Кончукова А.В.
(доверенность от 16.02.2016, ордер от 18.02.2016 в„– 069747)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
муниципального унитарного предприятия "Ритуал" Александровского района
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.08.2015,
принятое судьей Фединской Е.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу в„– А11-4247/2015
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Ритуал"
Александровского района
о признании недействительным представления Александровского городского прокурора
и

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" Александровского района (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным представления Александровского городского прокурора (далее - Прокурор) от 19.02.2015 в„– 26ф-2015.
Суд решением от 14.08.2015 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 12.01.1996 в„– 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон в„– 8-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Предприятия, оспариваемое представление нарушает его права, поскольку возлагает на него обязанность, не предусмотренную законом. Предприниматель Ильин А.А. (далее - Предприниматель) в силу Федерального закона в„– 8-ФЗ не является лицом, обязанным осуществить погребение умершего. Предприниматель на основании договора, заключенного с заказчиком, оказывает лишь услуги по организации погребения умершего. В случае необходимости представительства заказчика перед третьими лицами Предприниматель должен обладать полномочиями, выраженными в доверенности, выданной представляемым лицом. Таким образом, Предприниматель, не имея доверенности на представительство интересов заказчика по договору, не вправе обращаться в специализированную службу за отводом земельного участка для захоронения тела умершего.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Прокурор отзыв на кассационную жалобу не представил.
Законность принятых Арбитражным судом Владимирской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие определено в качестве специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Александрова (постановление главы города Александрова от 10.07.1998 в„– 806). В обязанности Предприятия входит в том числе отвод земельных участков для захоронения умерших.
На основании обращения Предпринимателя Александровская городская прокуратура провела проверку соблюдения Предприятием законодательства о погребении и похоронном деле.
В ходе проверки Прокурор установил, что Предприниматель 18.01.2015 заключил с родственниками умершей Комаровой Т.П. договор возмездного оказания ритуальных услуг и обратился в Предприятие с целью отвода земельного участка для захоронения умершей. В нарушение Федерального закона в„– 8-ФЗ Предпринимателю было отказано в отводе земельного участка.
По результатам проверки Прокурор вынес представление от 19.02.2015 в„– 26ф-2015, обязывающее Предприятие устранить нарушения законодательства о погребении и похоронном деле.
Предприятие не согласилось с представлением и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь Федеральным законом в„– 8-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого представления и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения в сфере ритуальных услуг регулирует Федеральный закон в„– 8-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона в„– 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В статье 29 Федерального закона в„– 8-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона в„– 8-ФЗ волеизъявление умершего - пожелание, выраженное в устной или письменной форме, в том числе, быть погребенным на том или ином месте; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего право на разрешение указанных действий имеют супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых - иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего (пункт 3 статьи 5 Федерального закона в„– 8-ФЗ).
На основании статьи 6 Федерального закона в„– 8-ФЗ исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Законом (статья 7 Федерального закона в„– 8-ФЗ).
В статье 9 Федерального закона в„– 8-ФЗ установлено, что специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Родственники умершего лица, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается (статья 10 Федерального закона в„– 8-ФЗ).
Таким образом, Федеральный закон в„– 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае лица, взявшие на себя обязанности по погребению, по своему выбору могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, оказывающего такие услуги.
При этом в Федеральном законе в„– 8-ФЗ не ограничен субъектный состав участников товарного рынка ритуальных услуг только специализированными службами по вопросам похоронного дела. Данный закон не исключает возможность выполнения указанной деятельности другими коммерческими организациями.
Из материалов дела следует и суды установили, что Предприниматель является руководителем агентства ритуальных услуг "Ритуал 33" и оказывает населению услуги по погребению умерших.
В январе 2015 года Предприниматель обратился в Предприятие с целью отвода земельного участка для захоронения умершей (гражданки Комаровой Т.П.). Указанные действия Предприниматель осуществлял на основании договора возмездного оказания ритуальных услуг от 18.01.2015, заключенного с родственниками умершей, и свидетельства о смерти Комаровой Т.П. Данные документы были представлены в Предприятие при обращении.
Предприятие отказало в отводе земельного участка под захоронение по причине того, что Предприниматель (его представитель) не являлся родственником умершей и не представил от родственников доверенность.
Между тем Федеральный закон в„– 8-ФЗ не содержит требований о наличии каких-либо специальных доверенностей у лиц, взявших на себя обязательства по осуществлению погребения умерших.
Суды установили, что Предприниматель представил документы, позволяющие Предприятию убедиться в наличии разрешения родственников умершей на ее погребение в том или ином месте. Таким образом, отказ Предприятия в отводе земельного участка для погребения умершей Комаровой Т.П. противоречит законодательству о погребении и похоронном деле.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1500 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.08.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 по делу в„– А11-4247/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" Александровского района - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА

Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ


------------------------------------------------------------------